
Внимание! С 3 сентября 2025 года вступают в силу изменения в Приказ Росстандарта от 31 августа 2024 года, утверждающие ГОСТ Р 71582-2024 «Одежда обучающихся (школьная форма)». Минпросвещения России обращает внимание, что типовые требования к школьной форме носят рекомендательный характер. ГОСТ устанавливается для производителей, он не предполагает единый общий вид школьной формы, но поможет родителям выбрать качественный комплект.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школы вправе самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду, цвету, фасону и знакам отличия формы, учитывая мнение родителей и обучающихся. При этом образовательные организации могут использовать ГОСТ в качестве общих типовых требований к одежде, дополняя их собственными нормативами. Также обращаем внимание, что никто не вправе заставлять родителей покупать форму у конкретного производителя.
При выборе одежды для школьников следует руководствоваться в первую очередь:
- Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон);
- Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. № 797 (далее -ТР ТС 007/2011).
Школьная форма для мальчиков, обычно, состоит из: пиджака, жилетки, рубашки и брюк.
Школьная форма для девочек более разнообразна и может состоять из: платья или сарафана с блузой, пиджака, юбки и фартука. Если это позволяют правила школы, то форма дополняется брюками.
В холодное время года форма может дополняться кардиганом, джемпером и свитером.
Школьная форма делится на повседневную и торжественную. Последняя может состоять из повседневной школьной формы, дополненной светлой торжественной блузкой/рубашкой (верхней сорочкой), головным убором, галстуком и/или прочими аксессуарами.
Школьная форма может иметь отличительные знаки, используемые в образовательной организации и не должна содержать символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также символику, пропагандирующую противоправное поведение. Рекомендуется размещение на школьной форме государственной (патриотической) символики и геральдики.
Определившись с видом школьной формы и входящих в нее элементов, предстоит приобрести подходящий комплект.
В первую очередь нужно обращать внимание на маркировку товара. В соответствии со ст. 9 ТР ТС 007/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импорте-
ра, продавца;
- наименование изделия;
- вид (назначение) изделия (при необходимости);
- дату изготовления (месяц, год);
- единый знак обращения на рынке;
- срок службы продукции (при необходимости);
- гарантийный срок (при необходимости);
- товарный знак (при наличии).
Маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Евразийского экономического союза на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого реализуется продукция.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита. Не допускается использование указаний "экологически чистая", "ортопедическая" и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.
Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.
Маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.
Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Школьная форма должна:
- иметь ярлыки с описанием состава, размера и надлежащего ухода;
- не иметь резкого «химического» запаха;
- быть изготовлена преимущественно из натуральных материалов, включая подкладку;
- подходить по размеру, не сковывать движения и соответствовать типу фигуры, быть удобной и эстетичной;
- быть стойкой к износу и легко чиститься;
- желательно иметь сменный комплект на случай порчи или загрязнения, особенно это касается рубашек и блузок.
ВАЖНО! Обмен школьной формы надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид (отсутствуют следы носки и загрязнений), потребительские свойства, а также чек или иной документ, подтверждающий оплату товара (п. 1 ст. 25 Закона).
В случае обнаружения в товаре недостатков (брака), потребитель вправе по своему выбору потребовать (п. 1 ст. 18 Закона):
- замены на товар этой же марки (этих же модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмеще-ния расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возврата уплаченной за товар суммы и отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Свое требование потребитель должен сформулировать в письменной претензии, которая составляется в двух экземплярах и передаётся под роспись либо направляется заказным письмом по юридическому адресу продавца. К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара именно в данном торговом предприятии. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Получив претензию, продавец должен известить потребителя о своих намерениях (в письменной форме). Срок рассмотрения претензии - 10 дней. В случае отказа в удовлетворении требования либо при отсутствии ответа необходимо обращаться в суд.