С каждым годом семейные фотосессии становятся более востребованными. Сегодня в красивых фотостудиях можно организовать любую фотосессию, и, как правило, чтобы попасть на фотосъемку, фотостудии предлагают записаться и внести предоплату. Но иногда складываются такие ситуации, когда по определенным причинам человеку необходимо отказаться от услуги. И у потребителя возникает вопрос о том, как вернуть деньги за не оказанную услугу.
Обычно фотостудии удерживают предоплату и приводят следующие аргументы:
- нашим правилам предоплата возвращается в случае отмены бронировании не менее чем за 3 суток;
- компенсация расходов студии (ведь мы упустили других клиентов из-за того, что на Вас рассчитывали);
- нас такие условия и вы с ними ознакомились - знали, что сумма предоплаты возврату не подлежит.
Звучит убедительно, но давайте разберёмся:
• Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в статье 32 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от оказания услуги в любое время. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по проведению фотосессии, фотостудии не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.
• Упущенная выгода не является фактически понесенными расходами, согласно ст. 15, ст. 782 Гражданского кодекса РФ. Также расходами не будут признаны траты на текущую деятельность фотостудии (зарплата администратору, аренда и пр.).
• Внутренние правила организации и положения в договоре не могут противоречить положениям закона и нарушать права потребителя, согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Внимание! Если, потребитель договорился с фотостудией, что для его фотосессии приобретаются дополнительные реквизиты - это будет расходами, которые нужно возместить, при предъявлении фотостудией соответствующих подтверждающих платежных документов, договоров, накладных.
Порядок действия потребителя:
Потребителю необходимо написать претензию исполнителю услуги, указав наименование организации либо ФИО индивидуального предпринимателя. В претензии необходимо подробно изложить причины, по которым вы вынуждены вернуть деньги (болезнь, фотосессия потеряла для вас актуальность, изменение финансовых обстоятельств). Один экземпляр необходимо вручить исполнителю под роспись, на втором ставится отметка о вручении. В случае отказа в приеме претензии ее можно отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае отказа в удовлетворении требований, изложенных в претензии, потребитель вправе обратиться в суд. По закону каждая сторона в суде обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Юрисконсульт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Калачинском районе»
М.Ж. Сагнаева
Тел/факс: 8(38155) 27-126, 8-913-627-47-38